Правовые аспекты необходимости декларирования продукции для предприятий общепита - promotest.ru

Санкт-Петербург

  • Санкт-Петербург
  • Краснодар
  • Казань
  • Ростов-на-Дону
  • Ярославь

Язык RU

Заказать звонок

Правовые аспекты необходимости декларирования продукции для предприятий общепита

Практика рассмотрения судами административных дел относительно законности присуждения штрафов по нарушениям, выявленным Роспотребнадзором в организациях общепита достаточно противоречива.

Правовые коллизии и последующее недоумение предпринимателей часто возникают в ситуациях, когда Роспотребнадзор указывает на нарушение законодательства при продаже продукции в пунктах общественного питания через окошки выдачи продукции.

Суть проблемы состоит в том, что многие предприниматели недостаточно детально изучают нормативную базу, в частности прилагаемые к ТР ТС 021/2011 ГОСТы, которыми следует руководствоваться.

Согласно тексту основного техрегламента в сфере безопасности продуктовой группы товаров – ст. 21, 23 ТР ТС 021/2011 – на всю готовую пищевую продукцию обязательно требуется оформление декларации.

Но для предприятий общественного питания в ч.3 ст. 21 указанного ТР сделано исключение, которое состоит в том, что оценка соответствия качества и безопасности их продукции проводится в форме госнадзора. Из ч.3 ст. 21 следует, что на готовые блюда, которые подаются в зале ресторана или кафе не требуется оформление декларации. Правда для таких компаний обязательным является внедрение и функционирование в организации системы менеджмента безопасности пищевой продукции, основанной на принципах ХАССП.

Организация действует вполне законно, если приготовленные блюда посетители закусочных, кафе, ресторанов употребляют в специальном зале.

Нарушения возникают в том случае, если та же продукция из меню реализуется «на вынос» или с доставкой на дом.

В ходе кассационного производства между Роспотребнадзором и известной сетью фаст-фуда судьями Московского окружного суда в октябре 2018 года было принято решение в пользу Роспотребнадзора о законности и обоснованности штрафных санкций по ст. 14.43.

При этом судьи руководствовались следующей аргументацией:

— согласно ТР ТС 021 все продукты питания выпускаемые в обращение должны проходить процесс декларирования;

— действительно для предприятий общественного питания контроль осуществляется в формате государственного надзора;

— на основании пунктов 3.1 и 4.5 ГОСТа 31984-2012, который входит перечень стандартов к ТР ТС 021/2011 существует две различные услуги – «услуга общественного питания» и «услуга по реализации продукции общественного питания». И, таким образом, продажа продуктов питания через окошки выдачи без посещения посетителем зоны для приема пищи относится именно ко второму определению, а, следовательно, подлежит декларированию соответствия как пищевая продукция собственного производства;

— Роспотребнадзором было установлено, что окошки выдачи продуктов питания работают в круглосуточном режиме, то есть, даже тогда, когда посетитель при желании физически не может посетить обеденный зал, который по ночам закрыт, и в этом случае речь идет именно о продаже продукции, а не об услуге общепита;

— в обеденном зале посетитель употребляет приготовленные блюда в ограниченном временном интервале, а реализация продуктов питания «на вынос» не дает гарантии того факта, что покупатель употребит ее в период срока годности, значит, для реализации таких изделий требуется определение срока годности и хранения.

Исходя из этих и других обоснований, судьями было оставлено в силе решение судов предшествующих инстанций.

Стоит отметить, что объектами аналогичных проверок Роспотребнадзора в ближайшее время могут стать как крупные сетевые закусочные, кафе, пекарни и рестораны, так и мелкие предприятия, осуществляющие доставку еды на дом – бургерные, суши-студии, пиццерии и др.

Узнать о том, как соблюсти все нюансы законодательства и избежать проблем с Роспотребнадором и другими контролирующими инстанциями, вы можете в нашем сертификационном центре «Промотест».